Башкирские народные традиции, искусство и уклад жизни
Башкирские народные традиции определяют нормы поведения поволжского народа в реальных житейских ситуациях. Взаимоотношения складывались веками и проходили проверку обществом. Жизненный уклад башкир базируется на истории и культуре древнего народа, воззрении на окружающий мир, незыблемых постулатах ислама, верности патриархальным устоям и характерном образе жизни.
Семейные обычаи и свадебные традиции
Семейный уклад неукоснительно подчинялся законам мусульманской религии. Предписаниям шариата соблюдал каждый верующий при создании семьи. Коран затрагивает две основные сферы - взаимоотношение человека с Богом и с обществом. Будущие жена и муж должны обязательно знать, что:
- брачный союз запрещен между родственниками ближе третьего колена;
- мусульманка может выйти замуж только за единоверца, мужчине разрешено взять замуж христианку или иудейку;
- брак заключается внутри социальной группы. Богатые и знатные не роднились с неимущими и бедняками;
- возраст для молодых: юноши около 15 лет, невесты 12-13;
- допускается и поощряется многоженство, если состоятельный мужчина способен прокормить гарем.
По всем вопросам главенствовало мнение старшего мужчины, хозяина дома. Без его одобрения не принималось ни одно важное решение. Авторитет главы семейства незыблем, решения неоспоримы и выполнялись беспрекословно. Ключевые вопросы обсуждались совместно, но право решающего голоса оставалось всегда за мужчиной. Важная функция старшего - помнить, соблюдать и учить своих детей древним традициям, гласным и негласным законам жизни. Глава башкирской семьи должен был поставить на ноги своих старших сыновей, обеспечить их собственным добротным домом и крепким хозяйством. Младшему сыну доставался в наследство родительский дом. Домашнее хозяйство несла на плечах жена хозяина, старшая по возрасту женщина. Тяжелые работы по дому выполняла невестка - килен.
Задумываться о свадьбе башкиры начинали загодя, когда дети были маленькими. Посоветовавшись с женой, глава дома шёл к будущему тестю договариваться о предстоящей свадьбе. Успешное сватовство заканчивалось обсуждением величины калыма. Материальная компенсация включала домашний скот, предметы повседневного обихода и кухонную утварь, праздничную одежду и женские украшения для невесты. Обязательным атрибутом выкупа была нарядная длинная шуба из лисьего меха. Это была своеобразная благодарность зятя свекрови за «материнское молоко». Жених, оплатив с помощью родителей оговоренный калым, устраивал многолюдную свадьбу в доме невесты, но на свои средства. Торжество продолжалось не менее трех дней подряд с утра до вечера. Зажиточный муж развлекал гостей скачки на лошадях и приглашал батыров – борцов в народной борьбе кэрэш.
Башкиры понимал, что подрастающее поколение - это будущее нации. Сельская община разделяла с родителями ответственность за физическое и нравственное воспитание маленьких жителей. Уважением односельчан пользовались многодетные матери, соседи помогали им советом и делом. Самым большим несчастьем в семье было женское бесплодие. Если от первой жены детишек не было, муж имел право жениться повторно. Новость о зачатии воспринималась всеми односельчанами с неподдельной радостью и всеобщим ликованием. Беременную женщину освобождали от тяжелой физической работы по дому, окружали бескорыстной лаской и житейской заботой, выполняли её капризы и желания в пище. Будущая мать не участвовала в похоронах, не резала животных, её оберегали от волнений и переживаний. Всё это могло негативно воздействовать на физическое здоровье и душевные качества зачатого ребенка.
Второй матерью считалась сельская повитуха (кендэк эбей), помогавшая при родах. Повивальная бабка обмывала новорожденного теплой водой и заворачивала его в пелёнки, сделанные из ношеного платья родителей. В народе считалось, что старая одежда переносит на маленького ребенка всё хорошее от отца и матери. В самые первые минуты после рождения младенец получал «пелёночное имя». Процесс наречения на всю жизнь именем от муллы превращался в торжественный обряд на 3, 6 или 40 день жизни. Пока измученная роженица отдыхала после благополучных родов, к ней в дом приходили односельчане и соседские дети с искренними поздравлениями и угощениями от всей души. Народная пословица гласит: «Накормишь роженицу - будешь благословенна».
Башкирские народные танцы
В башкирском народном танце нашли своё отражение древние верования, особенности характера, труда и быта, прекрасное знание родной природы, многовековая история народа. Танцы башкир бывают сольные и массовые, мужские и женские, но все они своеобразны по хореографическому орнаменту.
Танец мужчины характерен нарядным костюмом исполнителя, зажигательной музыкой и особой неповторимостью. Движения основаны на многовековом жизненном укладе башкирского народа: кочевой образ жизни, конная охота, борьба башкир с завоевателями. Характерны воинственные позы, горделивая осанка и быстрые охотничьи движения. Зажигательный танец показывает образ великого воина, народного батыра, удачливого охотника, искусного наездника.
Руки танцора вскинуты в стороны и вверх или вытянуты прямо перед собой. Эти танцевальные позы и жесты символизируют виртуозное управление поводьями резвой лошади, резкий взмах плети, меткий выстрел из лука. Названия башкирских народных танцев сами говорят за себя: Всадники, Пастух и Охотник. А резкие движения искусных танцоров символизируют выслеживание добычи, бешеную погоню на резвом скакуне, молниеносные удары кавалерийской саблей или пикой. Национальные танцы обязательно используют различную атрибутику (плеть, платок, веревку, полотенце).
Башкиры издавна охотились с помощью прирученных хищных птиц. Поэтому в мужском танце часто встречаются плавные жесты, повторяющие движения пернатых в полете. Отличительные особенности движений – величавая горделивость, не скрываемая воинственность, полное и естественное слияние с родной природой. Исполнения часто проходят в атмосфере личного творческого соперничества - кто кого перепляшет, стоя друг напротив друга.
Башкирские женские танцы скромнее и величавее мужских. Танцующая прикрывает свое лицо вышитым платком и не смотрит на зрителей, потупив взгляд. Выход исполняется медленным и неспешным коротким шагом, проявление ликующей радости или озорной улыбки не допустимы. Все движения танцовщиц спокойны и умиротворённы. Главный хореографический смысл несут руки артисток. Выразительные танцевальные движения кистей обозначают женский ручной труд: домашнее ткачество, дойку кобыл, сбор лесных ягод, приготовление домашней пищи. Вплоть до нашего времени башкирские народные танцы не утратили своей выразительности, национального своеобразия и неповторимости движений.
Башкирские народные песни
Башкирская народная песня (йыр) – это история и философские взгляды древнего народа, зарифмованные и положенные на мелодичную музыку. Национальный характер изложен в устной изящной форме. Башкирские народный песенный фольклор можно классифицировать таким образом.
- Песнопения на историческую тематику. Переложенные на стихи конкретные сюжеты и реальные события. Поэтический рассказ о выдающихся личностях и персоналиях. В них нашли отражение противоречивые эмоции и чистые мечты простого сельского жителя. Особенно популярны фольклорные композиции о ссыльных мятежниках, народных заступниках и удачливых беглецах с царской каторги.
- Песни о родной и столь почитаемой природе, о сельском быте и нелегкой крестьянской жизни. Заметное место занимают народные песни о любви (как правило, неразделенной) и горестной женской судьбе.
- Обрядовые религиозные песнопения.
- Шуточные народные песни. Вообще, добродушный юмор от простого человека очень часто встречается в народном художественном творчестве.
- Плясовые песни. Ну как без них!
Башкиры чтут и не забывают вольнолюбивых батыров, отдавших жизнь за справедливость и свободу простого народа. В песнях можно услышать гневные слова проклятий в адрес царских поработителей, которые целыми селами и аулами сжигали коренное население и уничтожали мирных жителей.
Многие устные легенды и печальные песни были посвящены народному герою Крестьянской войны 1773-1775 годов славному башкирскому богатырю и поэту Салавату Юлаеву. Царское самодержавие строго наказывало за простое упоминание имени Салавата. К сожалению, время не сохранило для нас большинство былинных сказаний и песен о нем.
С 1798 года царским указом башкиры стали служивым сословием и были объявлены военнообязанными. Теперь каждый мужчина в возрасте от 17 до 40 лет рекрутировался на службу в русскую армию. Для мужского населения это не явилось неожиданностью, они и раньше постоянно принимали активное участие в совместных военных кампаниях. Герои Башкирии воевали с неприятелем под одними знаменами народного ополчения русских Минина и Пожарского, вместе отважно и умело побеждали польских и литовских интервентов. Будучи в составе регулярной русской армии, степная конница сражалась с прусским королем Фридрихом II. Завоевала Берлин, громила шведов, а в 1812 году немилосердно гнала франузского императора Наполеона из России.
Эти победоносные военные кампании привели к написанию песен о нелегкой воинской службе в регулярной русской армии, бравурных гимнов о воинских победах над общими иноземными врагами и появлению новых национальных героев. Тексты повествуют о печальных сборах и уходе на войну, нелегкой походной жизни, кровавой войне и славной победе. Поднимаются вечные вопросы о жизни и смерти, долгожданном возвращении на Родину, к любимой женщине, в свою дружную семью.
В задушевных стихах и грустных мелодиях сквозит светлая грусть о несбывшемся. Тоска обыкновенного человека, вынужденного годами скитаться на чужбине по приказу чужого царя. Зрелые размышления об уходящей жизни, сопоставление себя с окружающей родной природой и любимым народом. К примеру, в песне «Степной Яркей" найден ответ на древнейший вопрос человечества «Что есть этот мир – золото или серебро?». Автор отвечает: «Для человека с золотыми мыслями, этот мир всего лишь медный». Простые люди не теряли робкую надежду и иллюзорную веру, что такая золотая пора непременно придет в родную любимую Башкирию.
Особое народное признание и любовь имели произведения о спокойном и умиротворенном счастливом семейном быте, о разделенном счастье и искренней взаимной любви, которую надо пронести через всю оставшуюся жизнь. Национальные песни показывают чистоту великого чувства – любовь, идеализировали и превозносили красоту и гармонию нормальных человеческих отношений. Даже длительная разлука любимых преподносится как временная трудность, тяжкое испытание и проверка крепости чувств.
В грустных песнях о нелегкой женской доле прослеживается трагический образ молодой девушки, насильно выданной замуж за не любимого, но богатого мужчину. Законы шариата неумолимы, решение о женихе и предстоящей свадьбе принимал единолично глава семьи. Иногда молодая невеста ещё и уезжала навсегда в чужую семью за сотни километров от родного дома. Зачастую народные песни о трагической судьбе на чужбине заканчиваются смертью героини.
Патриотичен и поэтичен народный фольклор. Наполнен он до краёв слезами любящих матерей и заботливых отцов, разлучённых женихов и невест, геройски павших на поле брани или навсегда потерявших свою любимую Родину. Блестят эти песни как драгоценные камни, в сокровищнице художественной музыкальной древней культуры великого народа.
25.05.2016