Авторские куклы
ручной работы

+7 926 686 85 91

zakaz@kukla-v-podarok.ru

Кукла ручной работы - история и виды

Кукла ручной работы - история и виды

Кукла ручной работы часть культуры человечества, она всегда была рядом. Рождаясь в руках мастера, кукла обретает индивидуальность и свой особенный характер, имеет культурное предназначение. Маленькая фигурка не только детская игрушка, она несет в себе мистический смысл, либо предмет для практического применения. Кукла – первое прикладное произведение искусства, созданное человеком.

 

Мистическое значение куклы

Древние люди не понимали суть грозных сил природы и приписывали все беды могущественным богам. Злые духи нуждались в уважении и поклонении, принесении кровавых жертв и материальных подношениях. Люди научились Русская кукла травницаматериализовать бесплотных идолов, создавая человекоподобные фигурки из камня, глины, дерева, тканей и костей животных.

Самый древний найденный фетиш датируется возрастом более 40 тыс. лет. Язычники на Руси делали примитивные символы, оберегающие от болезней и напастей, для здоровья набивали их целебными травами. В Западной Африке колдуны использовали в обрядах куклы вуду и заговоренные иглы. В Древнем Египте примитивное олицетворение человека клали в усыпальницу, что бы скрасить одиночество умершего. Первоначальное значение куклы – посредник в общении с богами и потусторонним миром.

На заре человечества, удачливые воины рисовали на стенах пещеры сценки охоты. Женщины лепили из глины и обжигали на костре миниатюрные фигурки охотников и поверженных животных. Так и дошли до нас сквозь тысячелетия первые примитивные модели, сделанные руками первобытных людей. Древние племена приносили человеческие жертвоприношения, пока не сообразили, что кровожадным богам и духам можно отдавать на заклание тряпичное, соломенное, глиняное или деревянное изображение человека. Появились чучела, имеющие своё собственное имя. Каждый год они сжигались на костре или топились в реке во славу кровожадным богам. Сделанные вручную фигурки спасли тысячи людских жизней.

 

Куклы обереги славян

Славяне Древней Руси истово верили, что рукодельная кукла обладает недюжинной магической силой. Берегиня Славянская кукла берегинязащищала от вездесущего зла и житейских невзгод, приносила удачу в ежедневных делах и навсегда сохраняла семейное счастье. Надо помнить и обязательно выполнять строгие требования предков:

  • делать обереги может исключительно женщина, в дни, когда дома нет мужчины;
  • ткань используется только ношеная, пропитанная духом и силой родителей;
  • при изготовлении нельзя брать в руки любые острые предметы (иголки, ножницы), ткань надо рвать руками и завязывать узелками;
  • нельзя рисовать лицо. Нечистая сила может перепутать и вселиться в человекоподобную куклу.

Русские матери в колыбель к новорожденному клали заговорённого куклёнка, который рос вместе с ребёнком. Славяне язычники воспринимали рукодельный оберег не как украшение родного жилища или бездушный предмет для детской забавы. Для девочек полотняные мотанки и шерстяные бабы были мистическим олицетворением и могущественным атрибутом женского начала в доме и обществе. Главное их назначение – ритуальный символ языческой духовности и непоколебимой веры в Высшие силы. Оберег стал защитным талисманом и охранным амулетом для крестьянской семьи.

 

Европейские куклы

В Средние века куклы ручной работы расширили своё предназначение. В Европе начали бурно развиваться ремесла и искусство, кукла шагнула на театральные подмостки. Кукловоды высмеивали людские пороки, за ширмой Кукла грелка с зонтикомразыгрывались часовые спектакли для взрослых. Простой люд полюбил своих национальных героев, несущих радость и смех.

По Италии кочевали сотни бродячих трупп, главными актёрами в которых были оригинальные планшетные, перчаточные (бураттини) куклы или марионетки. Главному народному герою в Италии дали имя Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – Панч, в Германии – Каспар, в России – Петрушка. Католическая церковь неустанно сопротивлялась проникновению кукол в культуру, считая их отголоском чуждого язычества, наследниками колдунов и ведьм. Единственное исключение – художественный образ Девы Марии (марионетки), Иисуса Христа и его апостолов. Законодатели моды французы первые начали применять манекены. Портные и шляпники демонстрировали светским дамам последние образцы платья и головных уборов.

В XVII веке появились станки, и новые материалы, кустарная Европа перешла в промышленную эпоху фабричного производства. Развитие математики и механики позволили создавать механические куклы, которые двигались, играли на музыкальных инструментах, разговаривали и плакали как живые люди. Цена этих игрушек была заоблачной, приобрести их могли только очень зажиточные люди.

 

Куклы в России и СССР

Император России Пётр Первый после посещения Европы в начале XVIII века пригласил голландских кукольныхДед Мороз эпохи СССР мастеров. Иностранцы обучали мастерству монахинь женского монастыря в Хотьково. Популярными в России стали отлитые из бронзы или фарфора статуэтки людей и животных. Сформировалась сильная школа мастеров ручной росписи сувенирных изделий, посуды и кухонной утвари. По всему миру разлетелась слава о золотых руках умельцев из Гжели, Хохломы, Жостово и Дымково. В искусстве появились необычные сказочные персонажи: Пиноккио (в пересказе А.Н. Толстого – Буратино), Щелкунчик П.И. Чайковского, стойкий оловянный солдатик Г.Х. Андерсена.

Октябрьская революция 1917 года безжалостно разрушила хрупкий мир фарфоровых принцесс и грациозных красавиц. Победивший пролетариат не интересовался пережитками старого строя и буржуазная атрибутика. Спохватившись через несколько десятилетий, советская промышленность начала осваивать производство кукольных игрушек для детей СССР. Разумеется, ни о какой ручной работе разговор не шёл. Массовое производство советских кукол из скользкой розовой пластмассы, неприятно пахнущей резины, такой была незавидная доля детей в стране социализма. Любимыми игрушками советского ребенка на долгие годы стали одинаковые бесполые пластиковые пупсы, штампованные пластмассовые модели Дед Мороза и Снегурочки, рыжие плюшевые медведи, набитые опилками.

 

Современные куклы

Вальдорфская кукла ручной работы. Создана в Германии в городке Вальдорф, не коммерческая текстильная игрушка, помогающая в развитии совсем маленьких детей. Изготавливается только вручную по особой технологии из экологически чистого мягкого трикотажа и овечьей шерсти.

Кукла Тильда, автор норвежская рукодельница Тонне Финангер. Характерные особенности: изображают людей и животных, румянец на щеках, загорелая кожа, символические черты лица, имеющие некоторую недосказанность и символизм, глаза в виде точек, непропорционально длинные ноги и руки. Одевается только в натуральные ткани.Сувенирные татарские куклы

Куклы младенцы реборн. Название переводится с английского как «рожденный заново». Силиконовые куклы реборн реалистично и подробно, с анатомической точностью и в натуральную величину копируют лицо и тело грудного младенца. Реалистичность такова, что любой неподготовленный взрослый человек может испытать эмоциональный шок при взгляде на ребенка без дыхания. Еще одно применение кукол реборн – модель в фотосессии при демонстрации детской одежды. Часто такие изделия покупают для себя взрослые женщины, не испытавшие радость материнства или что бы устранить синдром «пустого гнезда».

Коллекционные куклы. Авторское мастерство превращает изделие в рукотворное произведение высокого искусства. Такие шедевры создаются в единственном экземпляре, повтор невозможен. Приобретаются для украшения интерьера комнаты или как эксклюзивный дорогой подарок.

Сувенирные куклы. Более доступные по цене, хотя тоже авторская ручная работа. Небольшие фигурки в национальных костюмах исторической эпохи. Создаются для любования и созерцания, как напоминание о посещении места или события. Великолепный подарок к долгожданному событию, например куклы Дед Мороз и Снегурочка в подарок на Новый год.

Особняком от всех стоит музей восковых фигур. Мария Тюссо 200 лет назад заложила фундамент востребованного и прибыльного бизнеса. Сейчас в мире 21 музей с ежегодной посещаемостью 14 млн. человек.

Кукла ручной работы - это уникальный сплав творческой задумки автора и знание современных технологий, тонкая работа золотых рук, сохранившая детали и стиль исторической эпохи. Настоящее чудо, вызывающее восторг и умиление, способен создать мастер, бесконечно влюблённый в свое дело. Трогательный подарок взрослому и ребенку, оригинальный корпоративный сувенир.


 

20.05.2016