Авторские куклы
ручной работы

+7 926 686 85 91

zakaz@kukla-v-podarok.ru

Роспись Палех. Куклы грелки в стиле русских промыслов.

Роспись Палех. Куклы грелки в стиле русских промыслов.

Филигранное древнее искусство росписи лаковой миниатюры и название исторического города России Палех, что в Ивановской области, давно стали синонимами и знакомы сегодня каждому россиянину. Название бывшего небольшого села прославляет удивительную ручную работу талантливых художников России. Палехская роспись - это традиционный народный вид прикладного творчества, коньком которого является иконопись, создание неповторимых русских сувениров, декоративных шкатулок. Художественная лаковая миниатюра выполняется темперными красками (растительного происхождения) по изделиям из папье-маше.

Изготовление и художественная роспись изделий была и остается исключительно ручной работой мастера. Художники обычно расписывают деревянные шкатулки и табакерки, заколки для галстука, женские броши. Отличительная особенность традиционного искусства палехского стиля росписи - черный лаковый фон и тщательно прописанные с ювелирной точностью детали изображения.

 

История Палеха

История названия села Палех уходит далеко вглубь веков. Когда образовалось на этом месте поселение древних восточных славян - точно не известно. Село Палех расположен на живописном берегу реки Палешка, в окружении дремучих лесов. Палех - очень древнее славянское поселение. Есть все основания полагать, что поселение основали в конце XII века славянские крестьяне и мастера ремесленники, бежавшие из русских городов Владимир и Суздаль в начале монгольского нашествия на Русь.Дымковская игрушка Барыня кукла грелка на чайник

Согласно народным древним преданиям, давным-давно от удара молнии загорелось высокое дерево на вершине холма, спалив весь сосновый лес. В результате все деревья на холме выгорели, а поселившиеся здесь переселенцы назвали холм и основанную деревеньку Палёной (Палихой). С начала XIII века село принадлежало сыну Великого Князя Владимирского Всеволоду Большое Гнездо. В 1572 году русский царь Иван Грозный передал Палех в вотчину своему сыну, но через 10 лет село оказалось в руках литовского короля, а с начала XVII века стало принадлежать русскому князю Ивану Бутурлину. К этому времени русское село сильно разрослось (более 70 дворов) и стало центром волости.

Суглинистая пахотная земля была не плодородна и скудна на хорошие урожаи. Поэтому жители активно занимались торговлей и ремесленничеством, а село Палех превратилось в слободу. Вместе с художественной росписью лаковой миниатюры развились русские народные промыслы:

  • Вышивка по льняным тканям;
  • Художественная резьба по дереву. Особенно славились деревянные шкатулки;
  • Писание церковных православных икон на заказ.

К XVII веку наиболее доходным, а потому и распространенным художественным промыслом становится иконописная живопись. Вырастают целые русские династии мастеров ручной работы, которые позже открыли собственные иконописные мастерские. Православные иконы по индивидуальному заказу стоили очень недешево, делались только для конкретного человека и пользовались на Руси большим рыночным спросом.Русская Хохлома кукла грелка на чайник

Художники писали русские христианские иконы всей артелью, сообща. Одни талантливые мастеровые рисовали на православной иконе архитектуру, пейзаж и одежду персонажей, другие – выписывали только лики святых. Молодые ученики обучались мастерству иконописи 6 лет, причем никакого жалованья подмастерьям в это время не полагалось. Так проверялась преданность выбранному делу.

Русские православные иконы писались по прориси (контурный рисунок, снятый со старинных икон). Бумажные листы с прорисями были самыми большими ценностями в каждой династии мастеров, они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Так удавалось сохранить и сберечь классические каноны и вековые традиции палехской православной иконописи.

Слава об искусных художниках вскоре дошла и до первопрестольной Москвы. Талантливых мастеровых людей стали приглашать для нанесения и восстановления церковных фресок, художественной росписи стен и сводов христианских храмов. Наиболее известные работы палешан стенописцев - Грановитая Палата в Кремле, Успенский и Дмитровский собор во Владимире, Софийский собор в Новгороде, Благовещенский Собор в Москве, Ипатьевский собор в Костроме.

 Искусство иконописи и стенописи было развито и в соседних селах Шуя и Холуй, однако наивысший расцвет и пик популярности пришелся именно на изделия Палеха. В 1894 году над росписью христианских икон трудились более 250 взрослых художников и 120 подмастерьев, в основном талантливые подростки. В течение каждого года изготавливалось на заказ около 10000 именных православных икон. Стоимость была на любой кошелек - от рубля до ста, а зачастую и более. Для сравнения: земской врач получал 10-15 руб. в месяц, литр очень хорошей водки в В стиле Гжель кукла сувенир на чайниктрактире стоил 12-15 копеек, шкура убитого медведя стоила 1,5-2 рубля. Поэтому покупка иконы палехской росписи была не всем по карману.

В конце XIX века спрос на рукописные иконы в России заметно снизился. Во-первых, сказался их избыток, во-вторых, появились типографские станки, которые массово тиражировали любые изображения. Конечно, типографские машинные иконы по своему качеству не могли сравниться с рукописными иконами, однако были очень дешевы и потому доступны всем.

Октябрьская революция 1917 года отменила христианскую религию и перемешала все яркие краски в палитре самобытного художника. Поскольку православная иконопись подвергалась массовым гонениям со стороны Советской власти, затравленные иконописцы бросали насиженные места, обустроенный быт и целыми семьями уезжали куда подальше, бросая своё художественное ремесло и искусство росписи. Новая власть рабочих и крестьян быстро сообразила, что рукотворная продукция по-прежнему пользуется устойчивым спросом за границей, и этот спрос можно перевести в звонкую валюту. Поэтому государство начало возрождать почти утерянное народное искусство.

В 1924 году, усилиями семерых коренных жителей, создается «Артель древней живописи». Немногие оставшиеся в живых мастера начали переносить свой художественный талант с церковных икон на лаковую миниатюру бытовых украшений. Уже в 1925 году рукотворный изделия с оглушительным успехом были представлены на Всемирной выставке в Париже. Широкую популярность получила палехская роспись шкатулок, табакерок и прочей домашней утвари.Русский промысел Жостово - роспись чайных подносов

Менее востребованной стала многовековая религиозная тематика, но никуда не пропала традиционная филигранная техника росписи. Популярность и славу завоевали изображения русских троек, национальные жанровые сценки бытовых гуляний, исторические и литературные сюжеты, персонажи народных сказок. Молодые художники с помощью своих коллег мастеров из Федоскино, освоили новый для себя поделочный материал папье-маше, талантливо перенеся на него свою веками отработанную технику живописи.

Идеология нового Советского государства потребовала полностью изменить сюжеты изображений. На фирменном черном фоне появились изображения советских тракторов и заводских новостроек, до горизонта засеянных кукурузой колхозных полей, румяных пионеров в красных галстуках. На долгие годы исчезли столь ценимые русским народом самобытная поэтическая красота, традиционный для России изящный стиль и возвышенный дух.

 

Особенности росписи Палеха

Почему же именно школа художников Палеха стала столь популярной в России? Потомственные палешане отличаются безупречным наследственным художественным вкусом и развитым чувством цвета. Им удаётся создавать изысканные сочетания неуловимых оттенков, используя голубую бирюзу, небесного цвета лазурь, изумрудную зелень, насыщенные лиловые, багряный пурпур, широкую гамму красных цветов от розового до темного кирпичного.Русская матрешка баба на чайник

Особое внимание уделяется необычной технике письма - плавь, когда объём рисунка создается за счёт многослойного прозрачного лакового покрытия, поэтому переходы от темного к светлому цвету совершенно незаметны. Ну и, конечно, ювелирная точность художника в прорисовке каждой мельчайшей детали изображения. Школа палехской росписи самобытна и расположена особняком от других традиционных русских художественных традиций. Художники изображают не геометрические узоры, растительные орнаменты или отдельные фигуры людей и животных, а целостные гармоничные жанровые композиции, повествующие о реальном историческом событии, библейском сюжете или литературном персонаже из русской сказки. 

Неординарное и неподражаемое искусное мастерство филигранных художников Палеха широко известно и не имеет аналогов не только в России, но и во всём мире. Популярность самобытных лаковых миниатюр настолько велика, что ассоциируется со всей русской школой художественной росписи. Слава лаковой миниатюры из древнего русского села не теряет своего блеска и в наши дни. Новое время несет новые веяния, новые предметы для декоративной росписи, новые сюжеты и технические возможности. Неизменным остается древний русский колорит, верность традициям старинного промысла села Палех, перешедшего от своих отцов и дедов к нынешним мастерам.


 

20.02.2015