+7 (495) 155-85-91
+7 (926) 686-85-91

zakaz@kukla-v-podarok.ru

Роспись Жостово металлических подносов и кукла чайница

Роспись Жостово металлических подносов и кукла чайница

Кто придумал лак?

Корни лаковой живописи уходят в глубокую древность и ведут на восток – в древнюю Японию. На территории Китая, Кореи и Страны Восходящего Солнца растет необычное дерево. Если надрезать его кору, из ствола начнет обильно выделяться ядовитый для человека сок. При контакте с воздухом, густой сок мгновенно застывает и превращается в тягучую смолу. Добывая и перерабатывая собранную смолу, более 6 тысячелетий  назад жители Востока научились получать лак, который они называли «уруси». Сначала им покрывали поверхность деревянных мечей, стрел и копий – так получалось прочнее.

В VI столетии уруси начали применять в декоративно прикладных целях. В Азии был изобретен новый отделочный материал – «черный японский лак». После затвердевания (полимеризации) на открытом воздухе, мутная растительная смола превращалась в прозрачный материал светло-коричневых оттенков. При нанесении тонким слоем растительной смолы на поверхность предмета, она застывала тонким слоем и создавала непроницаемую пленку. Изделия восточных ремесленников не намокали в воде, не боялись древесной плесени и грибковых спор. В таких деревянных сосудах долгое время можно было без опаски хранить питьевую воду, крепкий алкоголь (сладкую водку саке), растворы кислот и агрессивных жидкостей.

При добавлении блестящей серебряной или золотой пудры, толчёного перламутра, обработанные неказистые предметы превращались в настоящее произведение художественного искусства. Такими предметами роскоши с неподдельным удовольствием пользовалась азиатская придворная аристократия и члены императорской семьи.

В эпоху Средневековья в Индии и Персии, а в XVII веке уже и в Европе, появились первые образцы привезенных с Востока рукотворных лакированных миниатюр. Очарованные лучезарной красотой и светлым сиянием искусных изделий, мастера Европы начали усиленно копировать бытовые вещи ручной работы, расписанные «под Китай». Наиболее известные европейские центры лаковой миниатюры: Кукла грелка с лаковым подносом

  • Бельгийский городок Спа. Издавна славится не только своими целебными водами, но и производством мелких предметов – изящные табакерки и портсигары для мужчин, шкатулки для хранения чая и драгоценностей для женщин, изящные пудреницы и очечники, всевозможные миниатюрные коробочки для женских мелочей.
  • Французский пригород Парижа Шантильи. Специализировался на производстве крупных лакированных предметов роскоши: пышное убранство роскошных интерьеров, декоративная отделка изысканной мебели, резные дубовые рамы для искусно расшитых гобеленов, столовые принадлежности для чайных церемоний. Основатель фабрики граф Конде Бурбонский удостаивался чести быть придворным поставщиком французского королевского двора.
  • История немецкой лаковой миниатюры тесно переплетена с предприятием Иоганна Штобвассера. Коньком немецкого фабриканта были великолепные экипажи для парадных выездов в свет австрийской аристократии. Мелкие ларчики, шкатулочки и табакерки в Европе прессовали из бумажной массы (папье-маше). Квалифицированные мастера значительно упростили восточную технологию. Они первыми разработали и начали применять на практике не древнейшие темперные краски, а технику письма красками на масляной основе.

Живопись по лаку в России

Еще во времена правления русского царя Алексея Михайловича Тишайшего (1629-1676 годы), на Руси появились первые образцы лаковой миниатюры, привезенные сухопутными караванами из Поднебесной Империи. Благодаря доходной и выгодной торговле московских и новгородских купцов с трудолюбивыми ремесленниками Азии, уже при царском дворе Алексея Михайловича начали появляться бамбуковые ширмы, складные японские и китайские веера из рисовой бумаги и яркого шелка, деревянные тарелки и чашки для чаепития, медальоны и шкатулки.

Торговля заморскими диковинками процветала, но русский мастеровой люд не владел восточными секретами изготовления. Первый император России Петр I (1672 – 1725 годы) пригласил из Голландии мастеров «лакирного дела» для обучения российских художников. На берегу речушки Фонтанки в Санкт-Петербурге реформатор Петр I приказал заложить «Лакирный двор», откуда вышли и разлетелись по обширной России многочисленные талантливые мастера живописи.

К середине XVIII столетия на Урале в городе Нижний Тагил возникло русское ремесло ковки  изделий из стали. Город был основан династией Демидовых, знаменитых российских предпринимателей. Железоделательные и медеплавильные заводы производили металл высочайшего качества. Продукция Демидовых под торговой маркой «Старый Соболь» завоевала заслуженную репутацию во всем мире. Высококачественный металл из Нижнего Тагила использовался при возведении Статуи Свободы в США, которая возвышается над Нью-Йорком до сих пор. Известен сибирский город и как основатель искусства ковки и разрисовки металлических подставок для чаепития. Кукла с подносом из Жостово

Значительно позднее, в первой половине XIX столетия, стальные круглые блюда научились делать вблизи от столицы России, в небольших подмосковных деревеньках Жостово, Троицкое, Новосельцево. Там и раньше находились кустарные мастерские, производящие из папье-маше изящные табакерки и русские шкатулки для украшений. Подмосковные мастера заимствовали у тагильских ремесленников основные операции художественной ковки и специфические приёмы декоративной жостовской росписи. В основе академического рисунка Жостово лежит цветочный букет, выполненный в ярких, сочных красках.

В 1825 году крепостной крестьянин Филипп Никитович Вишняков выведал секреты производства лаковых миниатюр на знаменитой ремесленной мануфактуре в Федоскино. Знание технологии позволило ему основать в соседнем селе «Заведение братьев Вишняковых…». Так было заложено в России искусное народное ремесло – жостовская роспись.
Техника цветочного рисунка базируется на фантазии и творческих приемах художника, который никогда не работает с натуры или с чужого образца. В основе классической композиции всегда лежит декоративный натюрморт, цветочная гирлянда по всему периметру металлического листа или пышный букет, обязательно на черном фоне. Иногда цветы на рисунке размещены в плетёных корзинах и украшены ягодами, фруктами и небольшими птичками.

 

Технология декоративной лаковой росписи Жостово

Как делают металлический поднос? Вот перечень основных операций.

  • Вырубка заготовки. Стальной лист разрезается, выкраиваются плоские заготовки нужного размера. Полученную заготовку (карту) вырубают по нужной форме и вытягивают, чтобы получить объёмные бортики. Острые края закатывают (завальцовывают, закругляют).
  • Подготовка. Каждую карту обмазывается с двух сторон грунтовкой (мел, разведенный в олифе), высушивается в специальном шкафу и вручную шлифуется мелкой наждачной шкуркой несколько раз. Получается ровная и гладкая плоская поверхность.
  • Грунтовка. Раньше использовался черный грунт, разведенный и смешанный вручную из белой глины, густой сажи, льняного масла и растительного керосина. Сейчас распыляется пульверизатором уже готовый грунт фабричного изготовления.
  • Шпаклевка. После грунтовки полуфабрикат неоднократно шпаклевали смесью каолина, голландской сажи, льняного масла и керосина и разогревали в сушильной камере. Кукла с жостовским подносом в руках
  • Шлифовка. Самый трудоемкий и сложный этап изготовления. Тонкая искусная ручная работа, которую доверяли исключительно женщинам. Держа в руках кусок пористой пемзы, мастерица «обходила» все затейливые изгибы, стараясь не протереть насквозь дыру в грунтовке.
  • Лакировка. Заключительная операция перед ручной разрисовкой. Заготовка тонировалась раствором краски насыщенного черного цвета (масло, сажа, скипидар) и покрывалась черным лаком. Только теперь, подготовленная заготовка поступала к автору художнику для поэтапного рисования.
  • Цветочная роспись. Жостовские мастера пользуются яркими масляными красками, сильно разбавляя их растворителями (живичным скипидаром и льняным маслом). Художники подбирают беличьи кисти по удобной для руки длине и густоте ворса. Сочетание мягкой кисти и текучей краски позволяет добиться долгого и насыщенного мазка.
  • Живописцы Жостова расписывают подносы в два этапа.
  • Замалёвка. Краска наносится в виде эскизов будущих букетов. Такая скорописная работа (в буквальном смысле на колене) позволяет сделать набросок рисунка для 5-6 изделий в день. Замалёвок сушится на воздухе в тени 3-4 дня или двенадцать часов в камере с температуре 120 градусов. Затем эскиз покрывается светлым лаком и зачищается.
  • Выправка. Автор доводит до ума свою работу, прорисовывая тончайшие нюансы, столь характерные для росписи Жостово. Понятие выправка включает в себя следующие художественные приёмы.
  • Тенёжка – усиливает контраст цветов и подчеркивает игру тени и света.
  • Прокладка – увеличивает (прокладывает) и расширяет объём изображённых цветов.
  • Бликовка – с помощью тончайших мазков белой краской разделяет листья и цветы, не позволяя слиться им в одно целое.
  • Посадка семенцов – скрупулезная прорисовка в каждом цветке ботанических особенностей – тычинок, пестиков.
  • Привязка – прорисовка в качестве растительного узора зеленой травы.
  • Орнамент – бортики разрисовываются легким растительным ажурным узором.
  • Отделка – практически готовый поднос покрывается тремя слоями прозрачного лака, сушится и вновь полируется вручную с помощью тонкого сукна, намоченного в скипидаре.

 

Предприятие и музей

После революции 1917 года народный промысел Жостово был национализирован. Возникли кустарные трудовые бригады, в 1922 году объединенные в одну артель «Металлоподнос». В нелегкие годы государственного перелома советское искусство предъявляло исполнителям свои специфические пролетарские требования. Тематика рукописи предполагала восхваление исторических личностей и трудовых героев Страны Советов.

Лучшие образцы социалистического реализма допускала только строгие геометрические орнаменты и советскую атрибутику. Реализм изображения отвергал причудливые фантазии художника исполнителя, не нужными оказались цветочные мотивы. Советской культуре были нужны изображения вождей мирового пролетариата, революционного крейсера Авроры, комбайнов на сельских полях, героев труда и военачальников. Кукла Жостово грелка на чайник

Художники профессионалы понимали ошибочность и бесперспективность подобной национальной линии социалистического искусства, поэтому нашли силы сохранить местную вековую специфику и направить усилия родного государства на поддержание и углубление русского народного ремесла. Сохранению культурных традиций помогло международное признание и авторитет, многочисленные награды и призы на выставках и валютная выручка от коммерческой деятельности.

С 1960 года государство позволило жостовской росписи развиваться по своим характерным вековым устоявшимся традициям. Артель «Металлоподнос» приобрела новый государственный статус и была реорганизована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Несмотря на обилие современных технологий, фирменной изюминкой являлась стойкая традиция использования старых дедовских кустарных методов ручной ковки. Все операции, связанные с формированием заготовки из тонкого металлического листа, делаются вручную. Непревзойденное мастерство передается из одного поколения в другое, на предприятии работают знаменитые трудовые династии, у каждой своя неповторимая манера письма.

Времена горбачевской перестройки подкосили жостовский народный промысел. Из 250 художников на фабрике осталось работать только 25. Остальные подались на вольные хлеба. При фабрике открыт единственный во всём мире музей подносов. В качестве уникальных экспонатов представлены образцы живописи мастеров Жостово. Организованы мастер классы опытных художников и обзорные экскурсии для взрослых и школьников младших классов. Приобрести готовую фирменную продукцию можно на месте, либо в фирменных магазинах народного творчества, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Как купить настоящий жостовский поднос

Коммерчески успешным проектам всегда найдутся подражатели, пытающиеся всучить неопытному покупателю низкокачественную подделку. Вот несколько отличий настоящей продукции от дешевых по качеству, но не дешевых по цене суррогатов и фальсификатов.

  • На обратной (тыльной) стороне подлинника должны стоять два знака – фабрики изготовителя и личное клеймо мастера. Кукла в стиле Жостово с красным бантом
  • Края обязательно должны быть завальцованы (закруглены). Это предохраняет руки от порезов и придает дополнительную жесткость плоскому листу.
  • Настоящий оригинал всегда ощутимо тяжелее подделки. Ведь он выкован из толстого листа металла, на него нанесены многочисленные слои грунта и краски.
  • На истинном произведении искусства отсутствуют потертости или шероховатости. Черный фон должен быть ровным, поверхность гладкая.
  • В настоящий жостовский подлинник можно смотреться как в зеркало и видеть свое неискаженное отражение.
  • В последние годы мастера изготовители начали вписывать вручную свою фамилию между цветами букета.

Гарантированно совершить удачное приобретение настоящей продукции можно только на подмосковной фабрике, здесь подделок точно не бывает! Жостовская роспись настолько пришлась по душе русскому народу, что в этой стилистике начали разрисовывать многие бытовые предметы и кухонную утварь. Творческая мастерская «Кукла в подарок» представляет свой скромный вклад в русскую культуру – куклу грелку на чайник «Жостовская Роспись».

 

Кукла грелка на чайник

Каждая радушная хозяюшка стремится сделать праздничный стол в своем гостеприимном доме не только богатым на вкусные яства, но и красивым. Существует много приемов художественного декорирования: от живых цветов и фигурных вышитых салфеток до профессиональных техник украшения блюд. Но это больше подходит для торжественных застолий и торжеств. Жостовская кукла с бантом и косой

А что делать, если предстоит простое чаепитие? Удачным решением для таких случаев станет наша чайница. Это изысканный и одновременно доступный по цене безотказный способ украсить обеденный стол или кухню, удивить званых гостей и порадовать близких людей, собравшихся на чаепитие в уютной домашней обстановке. Кукла грелка на чайник выполняет не только декоративную, но и практическую функцию, поскольку позволяет максимально долго сохранить тепло ароматного напитка.

Изящная рукодельная модель изготовлена в виде фигурки женщины, одетой в красочный костюм, в котором национальные русские мотивы удачно сочетаются с живописью Жостово. Женщина держит в руках маленький поднос – дань старинным умельцам, которые еще в начале XIX века начали украшать эту кухонную утварь дивными цветами.

 

Материалы для изготовления

Нарядное платье куклы для чайника изготовлено из высококачественного текстиля. Под верхним слоем юбки подкладка из синтепона. Этот материал обладает хорошими теплоизолирующими свойствами. Поэтому кукла чайница долго сохраняет душистый напиток горячим в заварном чайнике. Ручки и головка этой куклы ручной работы отлиты из фарфора бисквит, похожим на человеческую кожу.

 Все материалы являются качественными, экологически чистыми и рассчитаны на длительное использование. Они не выгорают на солнце, не портятся от контакта с горячим чайником. Все элементы тщательно подобраны по декору, подогнаны по размеру и надежно скреплены между собой.

 

Преимущества чайницы от мастерской Кукла в подарок

  • Ручная работа. Чайница полностью изготовлена вручную по индивидуально разработанным лекалам и моделям. Такая работа всегда высоко ценится в развитых странах. Плюсом является и то, что ручное изготовление предусматривает ограниченное количество изделий. Это не серийная продукция, которая производится сотнями тысяч одинаковых моделей, а практически эксклюзивные, неповторимые изделия. Авторская жостовская кукла ручной работы
  • Актуальность. В последнее время возвращается устойчивая тенденция к классическому национальному оформлению домашних интерьеров в целом и предметов быта в частности. Кухонная утварь, украшенная жостовской росписью, является модным и востребованным аксессуаром. Но если подносы, чашки и кастрюли с подобными узорами можно увидеть на многих современных кухнях, то бабы на чайник в таком русском народном стиле – модная новинка, способная стать «изюминкой» именно вашего дома.
  • Гарантированное качество. Эта чайница, как и другие изделия из нашего каталога, изготавливается из высококачественного проверенного сырья. Такой аксессуар можно без опасений поставить на кухонный стол в непосредственной близости от продуктов питания.
  • Универсальность. Куклу чайницу можно купить для себя, чтобы украсить стол для чаепития в кругу родных или друзей. Рукодельный аксессуар идеально подходит в качестве эксклюзивного подарка. Получится необычно и очень эффектно, ведь это не только качественная вещь ручной работы, красота которой никого не оставит равнодушным, но и практичная кухонная утварь, полезная в любом доме.

 

С чем сочетается чайница

Интерьер. Благодаря обилию черного и красного цветов модель хорошо смотрится в классических интерьерах. Зеленый, золотистый и оранжевый оттенки ткани, которые применяются в оформлении, делают ее совместимой с оформлением в стилях «кантри», «кэжуал» и др. Особенно хороша эта чайница будет в интерьере, в котором присутствуют национальные мотивы и нотки. Ведь что может более точно передать русские традиции, если не жостовская роспись, зародившаяся под самым сердцем России – в Московской области? Подарок на кухню кукла с подносом иhttps://kukla-v-podarok.ru/kukly-grelki-chajnik/podarok-na-kuhnyu-zhostovo.htmlз Жостово

Скатерть. Для сервиза и других столовых аксессуаров, украшенных крупными яркими рисунками, желательно подобрать однотонную скатерть спокойных пастельных тонов. Иначе красота приборов «потеряется» на пестром фоне. Также подойдут светлые скатерти с цветочными или абстрактно-флористическими мотивами. Если предстоит праздничное чаепитие, можно выбрать универсальный вариант – накрыть стол традиционной белой скатертью.

Посуда. Наша кукла грелка хорошо сочетается с чайными сервизами, украшенными крупными цветами и флористическими узорами, в которых присутствуют красные, черные, золотистые, зеленые или оранжевые оттенки. Не стоит добиваться полного соответствия рисунков на наряде куклы и кухонной посуде, иначе оформление стола «сольётся» в единое целое, без каких-либо цветовых акцентов. Достаточно, чтобы изделия гармонировали между собой по общей стилистике и цветовой гамме.

Кухонная утварь. Основной акцент будет на кукле чайнице и сервировке стола в целом. Но при желании вы можете подобрать и другую кухонную утварь, украшенную жостовской росписью. Это может быть поднос, деревянная разделочная доска, настенное панно и т. д. Сегодня продаются множество декоративных изделий для дома и кухни, поэтому с подбором утвари проблем не возникнет. Также можно поискать столовые салфетки с крупными цветочными мотивами сходной цветовой гаммы. Получается очень эффектно, стильно и весьма недорого.

Рукописный металлический жостовский поднос стал не просто бытовым предметом для чайного стола, а превратился в выдающееся художественное рукодельное произведение искусства, декоративное панно на видном месте городской квартиры. Чтобы заказать эффектную чайницу «Жостовская роспись» или задать тематические вопросы, позвоните в интернет-магазин «Кукла в подарок» по телефону 8 (926) 686-85-91 или 8 (495) 155-85-91.

10.04.2016