+7 (495) 155-85-91
+7 (926) 686-85-91

zakaz@kukla-v-podarok.ru

Кукла Снегурочка Островского из Весенней сказки

Кукла Снегурочка Островского из Весенней сказки

 

Снегурочка Островского – народный миф в русской драматургии

Снегурочка - пьеса в 4 действиях, увидела свет в России в 1873 году, автор  великий русский драматург А.Н. Островский. Снегурочка имеет второе, менее известное название – Весенняя сказка. Впервые в русской художественной литературе Александр Николаевич Островский выступил как литературный автор народной сказки драмы, которая была сложена из разрозненных старинных русских преданий.

Творческое новаторство А.Н. Островского проявляется и в том, что в канву повествования органично вплетены не только действующие герои одиночки, но и жизненные интересы и дальнейшая судьба целого сказочного народа и его мудрого повелителя.   
 

Краткое содержание пьесы Снегурочка Островского А.Н.

Сюжет театральной пьесы разыгрывается в мифическом царстве доброго и мудрого царя Берендея в стародавние времена. Прошло пятнадцать лет, как у Мороза и Весны родилась прекрасная дочка – Снегурочка. И с того времени, разгневанный бог Солнца Ярило не дает земле Берендея нужного живительного тепла. Летние денечки становятся всё короче, а зимние холода всё суровей. Но вот закончилась студеная зима и пришло время Морозу покинуть Берендеево царство. На смену уходящей зиме спешит любящая матерь Снегурочки - добрая Весна, которая заботливо приглядывает за своей 15-летней красавицей дочкой. Кукла Снегурочка из сказки Островского

Молодая красавица Купава делится с подружкой Снегурочкой своим женским счастьем – её полюбил торговый гость Мизгирь, молодые вскоре собираются играть пышную свадьбу. Пришедший к Купаве с богатыми дарами купец Мизгирь пленен красотой молоденькой Снегурочки и решает навсегда отказаться от руки и сердца Купавы. Народ берендеев, возмущенный подлой изменой Мизгиря, советует обратиться Купаве за помощью к мудрому и справедливому царю Берендею, что она и делает.

В своем царском дворце мудрый Берендей сидит и думу думает – за что на его благословенную землю разгневалось Ярило-солнце? Чтобы угодить могучему божеству, Берендей дает наказ: завтра ранним утром – в день Ярилы, в лесистой долине будут обвенчаны все невесты и женихи его царства. Вбежавшая в царские покои Купава, рассказывает своему справедливому царю о внезапном несчастье и о подлой измене бывшего суженого Мизгиря.

Внимательно её выслушав, мудрый царь наказывает бессрочным изгнанием любвеобильного гостя Мизгиря из своей волшебной страны. Купец Мизгирь не ропщет, но просит мудрого правителя только об одном – чтобы тот посмотрел и оценил незаурядную внешность Снегурочки. Пораженный красотой юной Снегурочки, царь Берендей догадывается о настоящих причинах всех 15-летних несчастий его народа – заколдованная отцом Морозом и матерью Весной, юная Снегурочка не подвластна магической силе и безграничному могуществу Ярило-солнца. Но в ответ не может сполна познать великого чувства - человеческой любви.

Ярило-солнце, в бешенстве от своей беспомощности, наказывает холодом и неурожаем трудолюбивый народ. Всё понявший мудрый царь Берендей провозглашает: в срок до завтрашнего рассвета любой юноша, которого полюбит Снегурочка, получит её себе в жены. Юная красавица Снегурочка из русской сказки

У прекрасной Купавы уже появился новый жених - молодой пастух Лель. Суженная Купава искренне благодарит Леля, который спас её от неминуемого девичьего позора. Снегурочка, увидев их страстную встречу и пораженная глубиной и искренностью чувств влюбленных людей, слезно умоляет свою волшебницу мать Весну растопить её ледяное сердце, дабы впервые познать радость великой любви.

Мать Весна откликается на просьбу любимой дочери и дарит Снегурочке сердечное тепло. Новая встреча с опальным Мизгирем зажигает в сердце Снегурочки огонь человеческой страсти, и она уговаривает Мизгиря быстрее убежать вдвоем с ней прочь от губительных теперь для неё солнечных лучей Ярило.

В долину спускается сам царь Берендей и его многочисленная свита, начинается торжественный обряд венчания всех влюбленных сказочного царства. Доходит очередь и до Мизгиря со Снегурочкой, которая искренне счастлива, находясь рядом со своим любимым суженым. Но их обоюдное счастье длится недолго – первый же утренний лучик Солнца падает на освободившуюся от злых чар Снегурочку, и она тает со словами благодарности на устах в адрес своей матери Весны, которая дала возможность насладиться сладким чувством людской любви.

Совершенно отчаявшийся влюбленный Мизгирь бросается в бездонное озеро, поскольку жизнь без ненаглядной Снегурочки ему теперь не мила. Мудрый царь Берендей объявляет своему пораженному событиями народу: появление и жизнь Снегурочки искажало естественный ход природы, навлекая на простых людей гнев Ярило-солнца. Теперь, нарушенный 15 лет назад баланс природы восстановлен, причин сердиться у солнца больше нет, а в благословенной стране навсегда восстановится прежняя безбедная жизнь.

Пастушок Лель затягивает хвалебный гимн Ярило-солнцу, эту торжественную песнь подхватывает весь счастливый народ царя Берендея. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут» успокаивает свой народ мудрый Берендей в надежде, что долгие годы лихолетья и неурожаев в его царстве уже позади. Народ ему верит.

 

Берендеево царство в сказке Снегурочка    

В своей пьесе автор поместил в центре повествования мудрого царя Берендея. Он - почитаемый своим народом могущественный и всесильный владыка своей многострадальной страны. Царь Берендей в глазах автора Снегурочки – идеальный правитель.

Александр Николаевич Островский был не первым русским писателем, который упоминает этого мифического персонажа. 40 годами ранее, в 1831 году название «Берендеево царство» нашло отражение у В. А. Жуковского в «Сказке о царе Берендее». Упоминаются сказочные берендеи и в работах А.Н. Афанасьева. Берендеи – это не художественный вымысел, а реально существовавший тюркский народ, племя кочевников за пределами древней Руси, которое в XI век неоднократно состояло в военном союзе с русским государством.Куклы Снегурочка и Дед Мороз царь Берендей

Прообразом народа берендеи послужило древнее русское племя меря, которое проживало в Вологодской области, начиная от Переславля-Залесского. Сам Александр Николаевич родился и вырос в Москве, но родители его были родом из костромской глубинки – село Щелыково.

Когда Островский в свои 25 лет впервые навестил малую родину предков, он был поражен русской красотой и внутренней духовностью живущего здесь народа меря. «С Переяславля начинается Меря — земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку» пишет Островский. Считается, что действие Весенней сказки разворачивается недалеко от современного города Переславль – Залесский. Ведь именно здесь и находится поселок Берендеево, есть Берендеево болото (ранее озеро), а с 1868 года существует одноименная железнодорожная станция. Посередине Берендеева озера находился большой остров, где и жило якобы раньше сказочное племя со своим мудрым царем.

Символичен образ царя берендеев – доброго и мудрого правителя, которого беспокоит не слава и стяжательство, а чистота помыслов своих подданных. Островский рисует образ идеального правителя, ведь только в народных сказаниях русские люди могут быть настолько добродетельны, благородны и чисты.

 

Народная сказка Снегурочка и пьеса Островского А.Н. 

Оригинальность и новаторство сказки в первую очередь заключается в гармоничном переплетении двух главных линий сюжета. Первая линия – столкновение и конфликт двух противоположных сил русской природы: Мороза и Весны, холода и тепла, любви и безразличия, человеческой страсти и отторжения чувств.

В этом талантливый автор видит причину большинства житейских проблем на русской земле. Ведь очень часто, особенно на севере, результат труда хлебопашца зависел не столько от вложенного труда крестьянина, как от капризов окружающей природы. Главная крестьянская мечта – теплое лето и обильный урожай. Фактически, Островский А.Н. в своей пьесе спустил на землю борьбу двух языческих богов: Мороза и Ярило-солнца.Снегурочка кукла из Весенней сказки Островского

Вторая линия пьесы Снегурочка, которой пронизана сказка, это тема человеческой жертвы ради всеобщего блага и спасения, преобразование и очищение народа через смерть Снегурочки. Поэтому радуется мудрый царь Берендей гибели Снегурочки. В её противоестественном рождении и недолгой жизни видит он единственную причину всех бед своего трудолюбивого народа. Только с её уходом из реальной жизни кончаются злоключения берендеев и появляется тонкий луч надежды на улучшение. Парадокс повествования в том, что счастье народа возможно только через смерть главной героини.

Имя одного из главных персонажей сказки – купец Мизгирь. На Древней Руси Мизгирь – одно из старославянских названий паука, тарантула. Выбор такого имени главного героя А.Н. Островским не случаен. В славянской мифологии мизгирь – существо коварное, плотоядное, жестокое и потому опасное. У славян бытовало суеверие – тому, кто раздавит паука, прощается при жизни семь грехов. Герой сказки Мизгирь купец родом из берендеев, но уже давно оторвался от малой Родины и своего народа.

Русских купцов в те времена неизменно уважали и чуть-чуть побаивались. Эти предприимчивые люди уезжали далеко и надолго, на край света, общались с незнакомыми народами, рисковали своей жизнью, были близки к чему-то неведомому, потустороннему и потому опасному. Удачливый купец Мизгирь – человек чуждый родному народу, живущий по своим эгоистическим законам, привыкший всего добиваться богатыми дарами и напором, а не любовью и добротой души. Мизгирь для берендеев – чужак из-за высоких гор, который пришел без спроса и должен немедленно уйти в свой иной мир.

 

Театральная судьба Весенней сказки

Гений А.Н. Островского как автора Весенней сказки высоко оценили многие талантливые современники автора: русские писатели Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, композитор П.И. Чайковский. Однако многие московские консервативно мыслящие художественные критики не поняли смысла пьесы сказки и выступили с резким осуждением литературного произведения. В драматургии А.Н. Островском видели тогда в первую очередь талантливого бытописца, писателя реалиста, обличителя пороков современного русского общества и назревших социальных проблем.Кукла Снегурочка из русской сказки

Современники обвинили талантливого драматурга в уходе из существующего несовершенного бытия в сказочный, иллюзорный мир, создании призрачно-бессмысленных образов Снегурочки, Берендея, Мизгиря и прочих. Современники А.Н. Островского хотели видеть в нем только обличителя существующего темного царства России. Московская публика, равно как и литературная критика, оказалась не вполне готова к столь резкому повороту в творчестве «певца российского разночинца». К тому же, пьеса сказка построена на глубоком знании русского фольклора и мифологии, старославянского языка и словарных оборотов.

Московская театральная публика, в отличие от автора Весенней сказки, к тому времени уже оторвалась от своих исторических корней. Рафинированные зрители просто не знали и потому не могли понять многие мифологические аллегории и художественные иносказания в изложении драматурга.

Премьера музыкальной постановки Снегурочка на музыку Петра Ильича Чайковского прошла 11 мая 1873 года на театральной сцене Большого театра в Москве. Несмотря на тщательную подготовку, талантливую музыку П.И. Чайковского, применение технических новшеств и звездный состав исполнителей, музыкальная постановка не увенчалась успехом и фактически была забыта. В 1881 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908 годы), заручившись согласием автора пьесы, написал и поставил оперу Снегурочка. Громкая премьера драматической оперы прошла на петербургской сцене Мариинского театра и закончилась оглушительным успехом.

Восторженно отзывался об опере Римского-Корсакова и сам автор Весенней сказки. Русский театральный режиссер, великий классик сцены К.С. Станиславский писал о пьесе: «Снегурочка – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского». Лучше и не скажешь.


 

24.08.2016