Авторские куклы
ручной работы

+7 926 686 85 91

zakaz@kukla-v-podarok.ru

Как детский Дед Мороз появился в русской литературе

Как детский Дед Мороз появился в русской литературе

Детский Дед Мороз, как литературный герой из русской сказки, появился в России относительно недавно, чуть более 160 лет назад. Более ранних упоминаний, даже косвенных, о новогоднем сказочном добром волшебнике в отечественной литературе не было. В 1840 году вышла книга известного писателя Одоевского Владимира Федоровича (1803-1862) под названием «Детские сказки дедушки Иренея». Самая занимательная история в этой поучительной книге для увлекательного чтения называлась «Мороз Иванович».

Дедушка из книжки возник как результат художественной обработки мифического персонажа славянского фольклора. На Древней Руси прототип сегодняшнего сказочного героя был совсем недобрым и очень опасным для людей злым мифическим существом. В вольной интерпретации талантливого прозаика В.Ф. Одоевского, свирепый норов зимнего божества ещё весьма далёк от хорошо знакомого нам сегодняшнего добродушного, любимого взрослыми и детьми героя ежегодного праздника.Кукла Дед Мороз с волшебным посохом

В старинной сказке Одоевского вымышленный персонаж совершенно не походил на хорошо известного нам сегодня великодушного и щедрого волшебника. Встреча с ребятней происходила совсем не в канун языческого праздника, а ранней весной, когда зима только начинает готовиться к уходу. Обитал почти весь год Иванович где похолоднее, на самом дне глубокого деревенского колодца. Не зимний Дед навещал озорных шалунов и дарил им гостинцы, а детвора сама прибегала к нему. А строгий дедушка награждал своих маленьких гостей «горстью серебряных пятачков» за хорошие поступки и примерное поведение.

В своей сказке педагог и моралист В.Ф. Одоевский ввел художественный портрет строгого учителя и доброго воспитателя, мудрого наставника домочадцев, который не баловал всех подряд дорогими подарками и своим вниманием, а одаривает исключительно достойных и послушных чад.

Совершенно другой образ зимнего старца в отечественной литературе представлен у народного поэта Некрасова Николая Алексеевича (известный поэт и публицист, 1821-1877). В его поэме «Мороз Красный Нос» зимой по мерзлой земле всесильный «воевода дозором обходит владенья свои». Герой поэмы Н.А. Некрасова хвастовства ради замораживает насмерть в лесу крестьянскую вдову. Такой мифический образ всесильного старца на Древней Руси гораздо ближе к каноническому облику свирепого бога ледяной стужи и свирепых вьюг у восточных славян.

В древней мифологии восточных славян облик и своенравный характер языческого божества был не только уважаем, но и очень опасен. Он легко мог заморозить зазевавшегося крестьянина до смерти, выстудить плодородную землю под будущий урожай, выбить ценного зверя из дремучего леса. Существовала у славян на Руси и ещё одна функция. В православный Сочельник зимний бог приходил в каждую крестьянскую семью как умерший предок (Дед).

В поэтической литературе этого периода можно встретить опасный и не привлекательный облик Морозко: «Злой Кукла Морозко из русской сказкиМороз, сердитый» или «Все от Мороза ушли, все, кому жизнь дорога». Разумеется, такой свирепый литературный персонаж не мог стать великодушным любимцем деревенской и городской детворы. Но если такого положительного героя в мифологии и литературе нет, значит надо его придумать! И вот в конце XVIII века, преимущественно в стихах для младых отроков, начинает появляться положительный двойник древнеславянского божества. Главные задачи нового теперь уже «доброго» прототипа - дарить детям и их родителям зимой ясный солнечный день, укутывать землю пушистым снегом, оберегая от губительных заморозков, помогать лесным зверюшкам и беспечным птичкам перезимовать лютой зимой.

Детский Дед Мороз - очень удобный родителям и воспитателям вымышленный герой. Он с удовольствием дает ответы на волнующие детей вопросы: откуда в родительском доме взялась праздничная елка из леса, кто и когда приносит рождественские подарки и почему надо примерно себя вести целый год. Бородатый добродушный старичок в синей или красной шубе, с объемистым полотняным мешком в руках или за плечом, наполненным до краев подарками мальчикам и девочкам - этот узнаваемый типаж знаком нам с раннего детства. Именно так впервые наш вымышленный герой описан в рассказе «Заморыш» автора Круглова Александра Васильевича (прозаик, поэт и журналист, 1852-1915).

Новогодняя елка, маленькие дети и сказочный волшебник из леса постепенно становятся неотделимы друг от друга на празднике Новый Год. Уже в конце XIX века его литературный образ становится для россиян более привычным и понятным. Маленькому читателю рассказа Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (прозаик и драматург 1852-1912) было непонятно только одно: как успел святочный старик догнать их с елкой. Сам факт существования сказочного героя, его внешний вид и добродушный характер никаких вопросов и сомнений у ребенка уже не вызывали.Кукла большой Дед Мороз

Дед Мороз в России был не единственным кандидатом на роль главного литературного новогоднего персонажа. В российские семьи на Новый Год заглядывали с ценными подарками для детворы такие сказочные герои: бабушка Зима, рождественский дед, старички кулачки и даже младенец Иисус. А в стихотворении «Ёлочьи гости» (1912 год) новогоднюю красавицу елку и щедрые дары детворе, из зимнего леса приносят непривычные для нас «древний дедка бородач» и «дедушка мохнатик». Но в стремлении быть главным и единственным гостем на новогодней елке и в сердцах ребятишек, зимний даритель вышел триумфальным победителем. Аналога во всём мире этому традиционному имени просто не существует.

К началу XX века литературный образ новогоднего детского дарителя сформировался окончательно и бесповоротно. Как и подобает любому мифологическому персонажу, цельный образ волшебного Дедушки приобрел характерные черты: определенное место жительства (город Великий Устюг), воспитательные функции и специфическую манеру общения при встрече с детьми, устоявшийся внешний вид и типичную манеру поведения, наличие верной и всегда юной помощницы - Снегурочки.

Определяющими свойствами, которые перешли из его литературного образа, стали искренняя доброта к ребятишкам и душевная щедрость. За несколько дней до прихода Нового Года, он успевает обойти всех русских детей, чтобы поздравить, одарить или слегка пожурить их в назидание другим. В отличие от американского Санта Клауса, наш сказочный персонаж никогда не наказывает маленьких детей, даже когда есть повод. Современные родители всегда поддерживают искреннюю убежденность своих домочадцев в беспредельную доброту новогоднего героя волшебника.

Утрата незыблемой веры в существование Деда Мороза означает начало первой стадии выхода из мира детских иллюзий, приобщение маленького ребенка к нелегкому миру взрослых, важный этап неминуемого взросления и закономерного перехода во взрослую жизнь.


 

01.01.2016